Кризис и электронная коммерция

24-02-2009

Какое нынче самое популярное слово? Конечно, «кризис». Причём, времени этому самому кризису экспертное сообщество отводит от двух до семи лет; и результаты тоже разнятся в диапазоне от Апокалипсиса до обновления мировой экономики и перехода к новой социально-экономической формации.

Однако мы, будучи неисправимыми оптимистами, сценарии конца света рассматривать не будем, а взглянем более узко: что уже принёс кризис электронной коммерции и что ещё принесёт.

Электронная коммерция, хотя и электронная, но всё-таки коммерция, так что в полной мере подчиняется законам прочих сегментов рынка. Человек, которому урезали зарплату, начинает более серьёзно подходить к своим тратам, денег на излишества у него не остаётся: он не может купить себе новый телевизор просто потому, что появилась новая модель, как это делал раньше. Аналогично, он начинает экономить на развлечениях и пр. радостях жизни (совсем не обязательных, как выясняется). Опросы это подтверждают: 65% болельщиков заявляют, что будут экономить на билетах…

Что это значит в сфере Интернета? Это значит, что и здесь падает популярность «предметов роскоши»: игровых площадок, развлекательных ресурсов, различных соцсетей и пр. С другой стороны возрастает актуальность деловых порталов: ресурсов по поиску работы или подработки; увеличивается количество людей, ищущих заработок непосредственно в Интернете; более популярными могут стать и Интернет-магазины, и  различного вида Интернет-барахолки (чтобы найти товар подешевле).  

Аналогичным образом, и для многих компаний станут менее доступны рекламные площадки в СМИ, наружная реклама и т.п. невиртуальные средства. Интернет становится в особенности для средних и малых фирм одной из основных форм продвижения на рынке. Тут, кстати, возникает парадокс: количество и активность заказчиков рекламы и  продвижения возрастают, а бюджеты падают.    
 
Какой можно дать прогноз в свете того, что аналитики обещают ухудшение общего положения весной, плато – летом и новое ухудшение осенью? Что ж, для Интернета –  осторожно-оптимистический. Активность пользователей может упасть, но не фатально; будет возрастать смещение интересов аудитории от развлекательных к сугубо утилитарным, деловым возможностям Сети; интерес к продвижению товаров и услуг посредством Интернета будет возрастать, но к увеличению бюджетов это не приведёт.

Этот прогноз не претендует на роль истины в последней инстанции, однако общие тенденции на данный момент, повторимся, таковы…

Автор: Алексей Вуколов